КРАТКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА О ШЕЖЕРЕ10-02-2011, 16:20 / Байрамдар

Шежере – генеалогическая запись башкирских племен и родов. В шежере вносились имена предводителей родов по мужской линии, включались сведения об исторических событиях, о важнейших фактах жизни родов и племен. Особенностью шежере является сочетание документальности с вымыслом. Самые ранние шежере, возможно, были зафиксированы в булгарский период. Башкирские шежере в известной степени носят энциклопедический характер: в них наряду с разными историческими сведениями имеются сообщения о быте, нравах народа, юридических и морально-этических нормах, сюжеты произведений народного творчества, литературные фрагменты. В шежере, касающихся событий XIII – XV веков, основное место занимают исторические факты, иногда встречаются сюжеты героического эпоса, песен, элементы обрядового фольклора. Так, один из вариантов "Шежере племени Усерган" написан в стихах и представляет собой письменную поэтическую память.
Шежере являются важнейшими источниками, составленными самими башкирами и относящимися к периоду до и после присоединения Башкортостана к Русскому государству. Слово "шежере" употребляют в двояком смысле. В узком смысле шежере толкуется как родословие или генеалогия, а в широком – генеалогия в сочетании с легендами о важнейших событиях из жизни своего поколения.
Когда какой-либо башкирский род или племя распадались, шежере составляли жители родственных сел, одного села или даже члены отдельных семей.
Выдающаяся роль во введении в научный оборот башкирских шежере принадлежит Р.Г.Кузееву. Упорные поиски Р.Г.Кузеева позволили доказать, что в Башкортостане существуют и долгое время находились в забвении интереснейшие документы, изучение которых может пролить свет на многие важные моменты ранней и средневековой истории Башкортостана. Эти документы – башкирские шежере, т.е генеалогические летописи родов и племен. В монографии "Очерки исторической этнографии башкир" 4.1. (Родо-племенные организации башкир в XVII – XVIII вв.) Р.Г. Кузеев впервые дал детальную характеристику всех звеньев башкирской родоплеменной структуры. По нему, родовое подразделение -ара, аймак, нэсел - являлось экзогамным объединением группы родственных семей, потомков общего предка. Члены родового подразделения имели общее название, единую тамгу и расселялись отдельным аулом или обособленной улицей в деревне, т.е. компактно. Они вместе выходили на летние кочевки, содержали скот в совместных табунах и стадах, помогали друг другу вести хозяйство, вместе организовывали свадьбы, внося посильную лепту в расходы и т.д.
Башкирский род – тубэ, аймак, ырыу - представлял собой совокупность считающихся родственными родовых подразделений. Башкирские роды хранили предания и шежере о происхождении от общего предка. Члены рода были объединены общим названием, имели единую в основе тамгу и расселялись компактно на единой территории. Башкирский род долгое время выступал совместным владельцем общей земельной вотчины. Несколько родов составляли племенную организацию. Признаками единства племени являлись этноним, общая тамга, дерево, птица и особенно оран – военный клич. Племена имели органы самоуправления (народные собрания, советы старейшин), территорию, разделенную на родовые вотчины. Информация о родах и племенах хранилась крепко в памяти людей и передавалась в роду в виде святыни (аманат). Знание своего шежере у башкир считалось необходимым и сохранялось многие века, а знать семь поколений своих родных башкир был обязан.

Вернуться назад