Кому нужны уроки нравственности?6-09-2010, 11:41 / Интересные статьи

Первый урок нравственности, который запомнился мне на всю жизнь, я получил от матери. Было это в 1947 году, когда я учился в 1 классе. Мама протянула мне несколько рублей со словами: «Сходи в магазин, купи буханку хлеба и килограмм соли». Поручение я выполнил и остаток денег, как полагается, вернул. Мама же, доставая из сумки хлеба и соль, вздохнула:
- Я же тебе лишних денег не давала! Неужели продавец ошибся?
- Разве продавцы ошибаются? Может быть, ты сама? – сказал я с глубокой верой в свои слова.
- Возможно, - ответила мама, все еще задумавшись, - иногда и конь на четырех ногах спотыкается. Все же давай-ка вместе сходим в магазин и уточним.
- Может завтра? – предложил я. – Сейчас мне надо в библиотеку.
- Если продавец ошибся и нам отдала лишние деньги, то у нее выйдет недостача, - начала объяснять мне мама, - если мы не вернем деньги обратно, на всю жизнь останемся грешными.
- Перед кем?
- И перед Богом, и перед продавцом, прежде всего перед своей совестью. Если это не сделаем сегодня, то ночь я проведу в муках. Поспешим, сынок. В библиотеку еще успеешь. И мама стала одеваться.
И в самом деле, продавец ошиблась. Она чрезмерно была благодарна нам, даже дала мне конфетку.
Когда мы вышли из магазина, мама свободно вздохнула, словно гора с ее плеч свалилась.
- Вот теперь, сынок, совесть очистилась.
- Разве в этом есть наша вина? Мы же никого не обманули, - ответил я, все еще до конца не догадываясь, что хотела сказать мама.
- Пусть, а куда денешь свою совесть? Рано или поздно продавец обнаружит недостачу денег и очень обидится на того, кто не вернул лишние деньги. Нет больше греха, чем вызвать обиду человека. Запомни это и не запятнай честь свою.
Смысл многих слов, услышанных от матери в этот день, я понял позднее. В первый раз я вспомнил о них, когда сдавал экзамен по истории педагогики в университете. Оказалось, что какие нравственные заповеди, как «Живи с надеждой на будущее», «Счастье человека в его руках», «Радуйся успехам чужих», «Умей сдерживать свои страсти», «Умей отвечать за свои поступки», «Сдержи свое слово» испокон веков являются общечеловеческими ценностями и сокровищами. А чтобы стать личностью, недостаточно быть образованным и умственно развитым, но и необходимо получить с детства нравственное воспитание. В своем трактате « Наставление нравов» выдающийся чешский педагог Я.А. Коменский цитировал древнеримского философа Сенеку: «Научить сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней». Так же он приводил известное народное изречение: «Кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот больше отстает, чем успевает».
Большую роль отводил нравственному воспитанию и выдающийся швейцарский педагог-демократ Песталоцци. Нравственное воспитание он ставил главной задачей детского воспитательного учреждения. По его мнению, только оно формирует добродетельный характер, стойкость в жизненных невзгодах и сочувственное отношение к людям.
Впоследствии я наткнулся на такие слова великого сына нашего народа Ризаэддина Фахретдина, которое бесспорно следует вписать золотыми буквами на обложках всех книг по воспитанию: «Полученное в детстве воспитание, позже не смогут изменить народы всего мира».
Да, похожими на это сотнями крылатых слов, остроумных мыслей и мудрых советов столько лет насыщены хрестоматии по педагогике. «А разве в школе не обращали внимание на нравственное воспитание?» - спросите вы. Обращали, конечно. Еще как! К сожалению, изменив суть, оставили одно название – Коммунистическая мораль (нравственность). Молодое поколение сначала жило по законам юных пионеров, затем по статьям Устава комсомола. Мы в течение нескольких десятилетий воспитывались в духе таких девизов, как «Всегда готовы!», «Комсомольцы всегда впереди!», «Партия никогда не ошибается!». И сейчас помню, когда я учился в 6 классе, один мой товарищ на сборе дружины крикнул: «А я не готов!» (в самом деле, он в тот день пришел в школу неподготовленный к урокам). На него обрушилась вся школа: «Как ты посмел сказать такое?», «Как тебе не стыдно?», «Это позор для всей школы», «Его надо сегодня же прогнать из школы!». Многие после этого случая перестали с ним здороваться. Родителей мальчика обсуждали на собраниях по месту их работы. В конечном итоге мой одноклассник вынужден был переехать в деревню, к родственникам, когда ему отказали в приеме в комсомол. А классного руководителя и директора школы многократно вызывали в идеологический отдел райкома партии «за серьезные промахи в политическом воспитании учащихся».
Когда в мгновение ока, как песчаный дворец, развалилось великое государство под названием СССР, то вместе с ним исчезли, подобно кусочку льда, растаявшемуся в крутом кипятке, и все наши надежды, вся наша вера, связанные с этим. Пока мы мечтаем о переходе к совершенным рыночным отношениям, пока пытаемся построить новое демократическое государство, к сожалению, были опрометчиво брошены под ноги и начали затаптываться такие нравственные качества человека, как честность, милосердие, благородство, учтивость и взаимоуважение друг другу, почитание общественного мнения, которые веками передавались из поколения в поколение. Негода бытовавшие только на голливудских кинолентах бесстыдство, насилие, жестокость стали нашей позорной действительностью. В свое время великий греческий математик и механик Архимед оставил бессмертное высказывание: «Дайте мне точку опоры, и я переверну мир».
И в это прискорбное время единственной точкой опоры для сохранения добрых человеческих качеств остается наличие возможности нравственного воспитания людей. И это воспитание надо вести с рождения человека, в течение всей его жизни. Только тогда нация сможет продолжить все существование, несмотря ни на какие катастрофические трудности.
Основываясь на своем более чем сорокалетнем педагогическом опыте, на непосредственном общении с детьми с глазу на глаз, могу смело заявить, что ни один ребенок не желает легко потерять те истины и те духовные ценности, которые познал самолично, своим умом, он старается бережно нести их по всей жизни.
Вот в таких условиях, с целью сохранения моральной чистоты души ребенка в 1999 году в научно–исследовательской лаборатории творческого развития при Башкирском государственном институте (теперь университете) под руководством доктора педагогических наук, профессора А.З. Рахимова мы создали учебно-методический комплекс под названием «Уроки нравственности». Он состоит из трех пособий. Первые два – «Как проводить уроки нравственности» и «Уроки нравственности» (26 разработок-сценариев урока) созданы для учителя, воспитателя, а третий – «Учение о нравственности. Хрестоматия» - для учащихся 1-11 классов и их родителей. Все пособия были изданы отдельной книгой.
Апробация уроков проводилась в школах Башкортостана и Татарстана.
Несколько не будет преувеличением, если скажу вот о чем: наши уроки за короткое время стали настольной книгой для многих учителей и воспитателей. Сегодня уже можно сказать с большой уверенностью, что ими успешно пользуются учителя и воспитатели школ не только Башкортостана и Татарстана, но и далеко за их пределами. Мы получаем положительные отзывы от учителей школ Пермского края, Тюменской, Ульяновской, Свердловской, челябинской областей, республики Чувашии, Мордовии, Удмуртии и Мари Эль.
В чем же секрет успеха?
Технология творческого развития тем и отличается от обычной методики преподавания, что она формирует у учащихся способности к анализу, синтезу, абстрагированию, обобщению и самооценке своих знаний.
На уроках нравственности, построенных на основе новой технологии, дети чувствуют себя хозяевами урока, им дается право ошибаться, но с одним условием: свои ошибки должны исправлять сами. Над неуместными ответами ученика не смеется – это одно из требований урока. На уроке ребенок может спрашивать обо всем, что его интересует, он имеет полное право свободно выражать свое мнение. Только он должен его доказать.
Обычно каждый урок начинается с проверки домашнего задания. В этом случае важно уяснить, доведены ли рассмотренные на предыдущем уроке задачи до членов семьи учащегося и был ли откровенный разговор на эту тему? (Это одно из обязательных требований технологии). Если это наблюдалось и обсуждение вопроса в семье происходило, то учитель (воспитатель) основное внимание концентрирует на общих для всех учащихся моментах. А для основательного разговора на эту тему с родителями учащихся он постарается найти другое время. Например, после проведения урока «Ученье – свет, неученье – тьма», важность этого вопроса будет более понятна и обострена, если задать вопрос: «Вы узнали наиболее образованных людей вашего рода. Кто они?» Если таких людей в роду много, то они вызовут гордость у ребенка за своих родственников, если же их не так много – ребенок задумается, а если же и вовсе таковых нет – заставит подумать о причинах этого, и заронит надежду в душе ребенка, что именно ему предстоит стать первым из образованных в своем роду. Если учитель скажет об этом искренне и с нескрываемой доброжелательностью – это оставит яркий след в сердце ребенка, вдохновит его на светлые мечты.
На каждом этапе, после выполнения учащимися устного или письменного задания, рекомендуется делать ими самооценки сделанного.
Возможно, что найдутся и педагоги, которые возразят: «Как же сможет дать самооценку каждый ребенок, если на вопрос то отвечали не хором, а только отдельные ребята?» И они будут, конечно, правы. Однако, дело обстоит не совсем так. Учащиеся в ходе урока работают группами и каждый из них в пределах группы держит себя раскованно, не стесняясь говорить открыто о своих мыслях. В правоте свих ответов убеждается, сравнивая их с верными ответами товарищей, не боится и совершения ошибок, так как никто за это в группе не «осудит». И не только! На первом же уроке учитель (воспитатель) предупреждает всех о том, что на уроках нравственности строго запрещается оскорблять и унижать друг друга.
Каковы же критерии оценки ответов учащихся. Прежде всего, они основываются на оценки правильности мышления детей. Работая в группе, они сначала свое мнение высказывают товарищам, а только с их одобрения – всему классу. Если мнения в группе разделяются, то каждый из них имеет право открыто высказаться, отстаивая свою правоту. Таким образом, каждый учащийся самооценку сначала производит в пределах группы. Впрочем, большинство детей не спешат к высокой самооценке. К тому же, мы постоянно напоминаем о том, что оценки на уроках нравственности являются приблизительными. Потому что ответы детей не всегда совпадают с их действительным поведением вне школы. Многие умеют красиво говорить на уроке, а вот на деле не блещут благородством. Бывают и такие учащиеся, которые не способны к самооценке: в этом случае при оценке его действий берется мнение руководителя группы и учителя.
Дети восприняли уроки нравственности как естественную «пищу». Они постоянно следят за взаимоотношениями взрослых не в качестве равнодушных свидетелей, а как участники этого, образно говоря, «кипящего котла». А можно ли выйти оттуда «живыми»? Что надо предпринять, чтобы не оказаться в этом «котле»? На все эти вопросы ответ можно найти на уроке нравственности.
Давайте прислушаемся к мнениям сторон. Мы задали три вопроса 769 родителям учащихся 3-10 классов, дети которых обучались в 34 классах, и получили следующие ответы:
На вопрос «Одобряете ли Вы введение урока нравственности» 97,4 % ответили положительно. Вот доводы некоторых из них:
«Очень даже, потому что эти уроки учат ребенка самостоятельно мыслить, делать соответствующие выводы по пережитому и увиденному в семье случаев» (3 кл.)
«Ребенок стал рассуждать глубже обо всем, не беспокоит нас по мелочам, свои вопросы решает самостоятельно» (3 кл.)
«Учатся дорожить дружбой, родством» (1 кл.)
На вопрос « С введением уроков нравственности у детей заметно стали увеличиваться положительные качества» «Да» ответили 64,9 % родителей.
81,8 % родителей ответили «Да» на вопрос «Хотите ли, чтобы уроки нравственности велись и в последующем учебном году».
Итак, сегодня уроки нравственности нужны не только учителям, воспитателям и их родителям. В первую очередь они нужны всему обществу.
Если мы сегодня не воспитаем нравственное поколение, то в чьих же руках окажемся завтра.
Не опоздать бы!

Виль Казыханов
Заслуженный учитель РФ,
Член Союза журналистов РФ и РБ,
лауреат премии имени К.Насыйри


Вернуться назад