Официальная статистика гласит: 47% школьников не хотят учиться, только 14% детей рождаются здоровыми. 55% подростков в России склонны к суициду...
Как видите, каждая цифра, каждая информация ставит проблему, требует своего решения.
Почему же наши дети, точнее для 47% учащихся учеба стала обузой и что заставило их отказаться от учебы?
Ведь никому не секрет, именно на этой почве многие школьники поддаются влиянию преступного мира и совершают противоправные действия, становятся наркоманами, алкоголиками и проститутками.
В 1657 году чешский педагог - гуманист Я.А. Коменский издал свой гениальный труд под названием «Великая дидактика». С тех пор прошло 350 с лишним лет. Столько времени потребовалось для рождения наследника и преемника этой великой науки. Накануне юбилейной даты на свет появилась новая наука - Психодидактика, одним из создателей которой стал доктор психологических наук, профессор Башгосуниверситета, академик Международной Академии психологических наук Ахмет Закиевич Рахимов.
«Главная задача школы, - пишет А.З. Рахимов в «Психодидактике», - это развитие и формирование творческой личности». Обратите внимание: не просто «личность», как утверждают многие ученые, а «творческая личность»!
Классическая методика обучения проста: учитель объясняет, разъясняет, доказывает, показывает, а ученики воспринимают, запоминают и пересказывают; при этом главные психологические механизмы - это механическое запоминание и воспроизведение. Здесь нет места творчеству.
Традиционная объяснительно - догматическая методика передачи готовых знаний ведет к затормаживанию творческих дарований школьников. Это происходит потому, что здесь дети не мотивированы, не формулируют учебные цели и задачи, не приобретают общие способы мышления, здесь совершенно отсутствуют механизмы развития рефлексивного мышления. В обычной школе учитель - главное действующее лицо. Он пытается создать мотивацию, не всегда пользуясь допустимыми приемами, он же ставит цели и задачи, он предлагает способы в готовом виде, он контролирует и оценивает учащихся. А ученик - объект пассивного восприятия педагогического воздействия учителя.
Наш урок, построенный по технологии творческого развития академика А.З. Рахимова, существенно отличается от обычной методики учебной деятельности. Для этого требуется принципиально новая подготовка.
Всеобщая занятость на уроке достигается путем:
- отказа от традиционной методики домашнего задания, когда
большинство пассивно списывает с доски;
- отказа от монолога учителя по объяснению материала и замены его
созданием полной ориентировочной основы и усвоения общих способов
мышления и решения;
- отказа от традиционной формы домашней проработки материала,
заменяя это коллективным решением задач в школе или творческим заданием;
- введение обязательной оценки знаний на каждом уроке, применяя тему самоконтроля и самооценки, что снимает всякие конфликтные ситуации и обеспечивает самоуправление и радостное учение.
Главное педагогическое правило - не расслаивать учеников на сильных и слабых, организовать взаимообучение детей методом совместно - групповой учебной деятельности.
Однако обычная школьная практика идет по пути обвинения учащихся в их нежелании учиться. Наши данные утверждают обратное, мы еще не встречали учащихся, не желающих учиться. Познавательные потребности школьников находятся в прямой зависимости от учебного успеха. В экспериментальных классах отметки «отлично» получили в среднем 70% учащихся, «хорошо» - 29%, «тройки» получили всего 1% учащихся. При таких результатах могут ли быть учащиеся, не желающие учиться? При этом следует особо подчеркнуть, что учитель никогда не добьется таких результатов, если научно не разработает сценарий уроков. Здесь надо учесть то, что учителя по привычке начинают называть их «планами уроков». Научный сценарий технологии урока включает в себя точное указание действий учителя и учащихся. «Разговоры же о том, - предупреждает академик A3. Рахимов, - что учитель сам должен творить без такой регламентации, это, извините, из области педагогической демагогии. Следуя такой логике, мы должны были отказаться от драматургов, писателей и др.
Ведь драматург один, а каждый актер исполняет свою роль по своему, но, не искажая произведения, - вот где его творчество!»
Святая обязанность каждого учителя, воспитателя - это забота о здоровье учащихся. Гарантирует ли сегодняшняя школа, что 14% детей, здоровые от рождения, останутся такими же ко времени окончания средней школы. К великому сожалению, практика показывает обратное: количество больных детей с каждым годом становится все больше и больше. Нет сомнения, что программа «Здоровье», разработанная нашим министерством, будет способствовать улучшению здоровья сотни тысяч детей. Не останавливаясь о роли питания, физической зарядки в укреплении здоровья учащихся, я хочу заострить внимание на одном всем известном вопросе - это проблема «двойки», которая убийственно влияет на психическое состояние ребенка, если она окажется в руках учителя – диктатора. С несправедливо поставленной двойки начинается одно из самых больших зол школы – ненависть к учителю со стороны ребенка, обман и учителя и родителей. К каким только ухищрениям не прибегают дети, чтобы скрыть от матери и отца свои неудачи в школе, а от учителя - нерадивость. Чем больше недоверия к ученику, тем больше ребенок проявляет изобразительность в обмане, тем больше благоприятнее почва для лени и нерадивости. Страх перед двойкой во многих случаях становится, чуть ли не основной причиной суицида, толкает подростка на совершение противоправных действий.
Одним словом, двойка для многих - это дамоклов меч, висящий над головой ребенка на тоненькой веревочке, которая может оборваться в любой момент и меч может отсечь голову. Чтобы избегать такой трагедии учащиеся прибегают к различным действиям, не задумываясь о последствиях. Нечего греха таить, ведь определенная часть наших коллег, чтобы избегать конфликтных ситуаций, идут на сделку со своей совестью - ставят тройку. Только ли с учащимися? Двойка лишает учителя премии, создает общественное мнение о недостаточной работе учителя, а иной раз может стать основной причиной не прохождения аттестации.
У нас, т.е. у учителей, работающих по технологии профессора A3. Рахимова, проблема двойки снята. Как? Просто так: право оценки своих знаний предоставлено самому ученику. Источники формирования основ сознательной дисциплины в учебе, ответственного отношения к своему поведению находятся именно здесь. «При организации самооценки, - пишет А.З. Рахимов, - учитель должен обратить внимание: 1) на ее адекватность, т.е. соответствуют ли самооценочные суждения детей реально выполненной деятельности; 2) на ее надежность, т.е. умеют ли учащиеся анализировать, вычленять, обсуждать и соотносить общий способ с условиями задачи; 3) на полноту, т.е. умеют ли дети в самооценке отражать различные стороны и компоненты своей деятельности».
Самооценочная деятельность учащихся на уроке всегда вызывает сомнение у шаблонномыслящих учителей и руководителей школ. Им кажется, что только учитель может оценивать детей объективно. Однако наши исследования подтверждают обратное. Чтобы решить эту проблему, мы провели специальный эксперимент на выявление степени адекватности оценки учителя по сравнению с объективными показателями выполнения тестовых задач. Оказалось, что уровень абсолютного совпадения оценки учителя и показателей теста на уровне 13 -15% , а с погрешностью ± 10% в среднем 38%, завышение учителем реального состояния ученика в пределах 33%, а занижение способностей учащихся - 29%. Что касается степени завышения фактических результатов при их самооценке учениками, то они не выше 13%. Если еще учесть, что развитие способности к самооценке являются основой формирования самосознания и нравственности, то преимущества внедрения самооценочной системы намного превзойдут ее недостатки.
И последнее. После распада СССР, когда идеология одной партии перестала выполнять руководящую роль в обществе, когда была прекращена деятельность пионерской и комсомольской организаций, школа потеряла ориентир: в каком направлении вести воспитательную работу. Наркомания, алкоголизм и т.п. антиобщественные явления взяли за горло детей и подростков. Внешне - борьба против них ведется: проводим компании, недели, месячники, теледебаты, выпускаем рекламные листовки и т.д., т.е. ведем как в свое время борьбу за победу коммунизма, только не видно конца и никто не знает - будет ли конец.
Сегодня мы становимся свидетелями самой настоящей антидуховной насилии агрессии. В мае 1945 года в России было зафиксировано 678 тысяч детей-сирот. Сегодня по данным Детского фонда России – их 720 тысяч. По данным МВД в стране 2,5 миллиона детей-беспризорников, 700 тысяч инвалидов, 14 млн. детей, у которых только один родитель, как правило, растет число детей, рожденных вне брака.
Стало притчей мысль о том, что Россия в годы реформ стала жертвой необдуманного воровства и обмана, т.е. жертвой банальной безнравственности и криминала. Широко известна также другая наша трагедия – алкоголизация, которая в той или иной мере затронула, по некоторым данным, почти 80% населения. Появилось и приобретает угрожающие масштабы еще одна напасть – наркотизация: в нее включены около 3 млн. человек.
Безнравственность, алкоголизм, наркомания, коррупция создали серьезную угрозу экономической, политической, оборонной, духовной, финансовой, а, в конечном счете – государственной безопасности страны. По сути, в России идет гражданская война между добром и злом.
Что же изменилось в школах в воспитательной работе? Основной формой (как и десять лет тому назад) воспитательной работы с учащимися остается классный час, главный метод здесь - беседа, эффект от него 12 - 15 %. Это только в том случае, если воспитатель добросовестно будет готовиться к этому мероприятию. А тем временем преступность среди школьников растет изо дня в день. Что же делать? Восстановить общечеловеческие ценности, надо спасать будущее поколение - без нравственного, трудового воспитания этого не достичь! У нас в этой области есть положительные сдвиги. В тех классах, где воспитатели проводят уроки нравственности по технологии профессора A.3. Рахимова, годами не наблюдается нарушение даже правил внутреннего распорядка школы.
Каждое дело творчески, а иначе зачем?
Виль Казыханов