ШКОЛА ВЫЖИВАНИЯ (Урок 8)7-12-2010, 00:55 / Интересные статьи

Для лесников важно уметь читать следы лыжников. Изучая эти следы, можно установить тип лыж, которыми пользовался лыжник, его опытность, направление движения, примерное количество прошедших лыжников и давность следов. По следам лыж и палок можно безошибочно определить способ и стиль ходьбы, поворотов, подъемов и спусков. Хороший лыжник обычно идет вперекидку двухшажным ходом или коньковым. Одновременный ход (ходьба с одновременной работой палками) применяется чаще всего слабо тренированными лыжниками, при сильном утомлении (иногда при плохом скольжении). У хорошего лыжника длина шага значительно больше (измеряется расстоянием между следми палок), колея узкая, ровная. Колея неопытного лыжника неодинакова по ширине, неровная, палки лыжник, как правило, волочит по снегу после толчка и шире их расставляет, так как неустойчиво стоит на лыжах. Опытность лыжника очень хорошо видна при изучении следов на поворотах, при спусках, подъемах.
Количество прошедших лыжников можно опреде¬лить по числу следов палок, множественности следов лыж, глубине и твердости лыжни.
Направление движения лыжника устанавливается по следам на поворотах, подъемах, спусках, по наклону ямки от конца палки при опоре на снег. Если есть ограничительное кольцо на лыжной палке, то вдавленность будет больше в сторону движения. На лыжне остаются отпечатки задней части лыж в виде буквы П, обращенной открытой частью в сторону движения. На подъемах «елочкой» хорошо заметна большая вдавленность в снег ребра лыжи на стороне направления движения.
В настоящее время лыжники пользуются, в основном, следующими типами лыж:
– спортивно-беговые (гоночные), ширина 66–72 мм, длина до 220 см;
– туристские (универсальные), к этому типу относятся и так называемые армейские лыжи, они короче беговых лыж на 10–20 см и шире на 2–3 см;
– лесные (охотничьи) еще короче, их длина 180-190 см, но они значительно шире беговых и туристских лыж (105–115 мм);
– детские (произвольного образца) и самодельные лыжи.
Лесник обязан повседневно изучать повадки животных, следы их движения и жизнедеятельности. Действуя в лесу, в поле, в горах, то есть в условиях природы, они обязаны понимать природу, в частности, читать следы животных и птиц как раскрытую книгу.
На приведенных здесь рисунках изображены следы некоторых животных и птиц.
ШКОЛА ВЫЖИВАНИЯ (Урок 8)



ШКОЛА ВЫЖИВАНИЯ (Урок 8)



Время оставления следов можно примерно определить по следующим признакам:

Следы на не глубоком снегу

1ч 30мин Поверхность следа при нажатии пальцем продавливается. На стеблях травы, прижатой ногой, появляются едва различимые наслоения мелкого сена. Все еще хорошо заметен четкий отпечаток;

3 часа Поверхность следа твердеет, но при незначительном усилии продавливается. На его поверхности и на прижатой траве заметно наслоение снега;

6 часов Поверхность следа становится твердой и при легком нажатии не продавливается. Стебли прижатой травы полностью покрываются налетом снега;

12часов Поверхность следа твердая и продавливается только при сильном нажатии. Увеличивается нанос снега, весь след настолько покрыт мелким снегом, что он почти полностью скрывает стебли сухой травы, примятой на следе;

24 часа Поверхность следа покрывается сплошной ледяной коркой. Стебли примятой травы на следе полностью покрываются мелким снегом. Нарушаются общие контуры следа.

Вернуться назад