-- В начало сайта - | - Карта - | - Фотогалерея - | - БСТ Онлайн - | - Онлайн радио - | - Доска объявлений - | - Обратная связь --
Навигация по сайту

добавить на Яндекс


Новости партнеров

XML error in File: http://savaleevo.ru/rss.xml

XML error: Space required after the Public Identifier at line 1


» » Культура

Культура

Категория: О районе | 27-07-2011, 17:40 | Просмотров: 3010

Народные коллективы хор русской песни «Прибельские зори» (Прибельский СДК) и вокальный ансамбль «Виват» (ДШИ) приняли участие в Х-ом Межрегиональном Празднике русской песни и частушки (Белокатайский район) и удостоились звания лауреатов II и III степени.

На республиканском детском конкурсе башкирского танца «Байык» (Кугарчинский район) звания дипломом удостоена солистка образцового танцевального ансамбля «Йондоз» (РДК) Гайфуллина Гузель.
За участие в Открытом фестивале самодеятельной авторской песни «Малиновый аккорд» (Белорецкий район) дипломом награжден Рахмангулов Ринат (РДК)
26 сентября 2010 года в д. Старые Киешки общественность района приняла гостей 20-го Международного Аксаковского Праздника. В программе встречи были выступления фольклорных коллективов района, митинг, посещение выставочного литературного зала им. Аксакова, выставка декоративно-прикладного искусства.
Подали заявку для участия в республиканском конкурсе на лучшее составление шежере следующие работы:


«За доскональное, подробное изучение шежере (родословной)» Генеалогического древа первопоселенца Ильтеряка Смолкина в д. Ильтеряково, автор Петров П.И.
«За доскональное, подробное изучение шежере (родословной)», «За шежере (родословную) с самыми глубокими корнями» шежере Уметбаевых, автор Ибрагимов Г.Г.
«За использование семейных реликвий в составлении шежере (родословной) шежере Сулеймановых, автор Сулейманов А.М.
«За использование семейных реликвий в составлении шежере (родословной) шежере Семеновых, автор Кузьмина Ю.Б.
Для участия в республиканском конкурсе «Инновационные проекты молодых библиотекарей РБ» в номинации «Лучший творческий проект» создана электронная книга, посвященная юбилею района и 65-летию Победы Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. «В районе не было войны, но боль осталась».





ШЕЖЕРЕ – СОЕДИНЯЯ ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ!

Уважаемые товарищи!

Правительством республики 10 мая 2006 года было принято постановление №121 «О проведении народного праздника «Шежере байрамы» в Республике Башкортостан». Прошедшее время показало, что праздник родословной - это истинно народный праздник, потому что и стар и млад с огромным интересом и желанием занимается изучением своей родословной, и вместе с ней изучается история родной деревни, родного края. Не будет преувеличением сказать, что Шежере байрамы – это праздник, объединяющий народ, праздник, заставляющий задуматься не только о своих корнях, но и о будущем, чтобы достойно представлять свою семью, что особенно важно для молодого поколения.
Значимость и важность народных праздников «Шежере байрамы» подчеркивают такие постановления Правительства Республики Башкортостан, как от 2 июля 2007 года № 176 «Об итогах выполнения постановления Правительства Республики Башкортостан от 10 мая 2006 года № 121 «О проведении народного праздника «Шежере байрамы» в Республике Башкортостан»; от 8 апреля 2008года №113 «Об изучении хода реализации постановления Правительства Республики Башкортостан от 10 мая 2006 года № 121 «О проведении народного праздника «Шежере байрамы» в Республике Башкортостан»; от 11 ноября 2008 года №397 «О ходе реализации постановления Правительства Республики Башкортостан от 10 мая 2006 года № 121 «О проведении народного праздника «Шежере байрамы» в Республике Башкортостан» администрациями муниципальных районов Балтачевский, Караидельский и Нуримановский районы Республики Башкортостан».
Сегодня народные праздники «Шежере байрамы» входят в добрую традицию. Их целью является привлечение населения к изучению истории своей семьи, родного края, сохранение семейных и национальные традиций, преемственности поколений, укрепление родственных связей на основе общности национальных традиций и эстетических идеалов. Изучая историю своего рода, народа, малой родины, возрождая национальные традиции и обычаи, поддерживая и развивая традиции семейного творчества, мы воспитываем любовь, гордость, веру и надежду в свой народ.
За четыре года они народные праздники состоялись в 85-ти населенных пунктах района, 2010 году праздники родословных прошли в 16 деревнях.
Главное внимание при подготовке к празднику должно быть уделено изучению истории племени, рода, семьи, родовой атрибутики и правильному оформлению шежере (генеалогического дерева). Работа эта должна быть построена поэтапно, планово с использованием многочисленных источников по истории Башкортостана.
Башкиры - народ древний, с историей, уходящей корнями в далекое прошлое. Предки наши пришли на эти благодатные земли с алтайских краев. По сведениям этнографов, башкиры обьединились примерно в 60 племен. Племена, проживающие на юге исторического Башкортостана Усерген, Тамьян, Юрматы, Бурзян, Кипчак, Тунгаур, Кара- кипчак составили единый союз. Это единство имело первые признаки государства и в исторических источниках упоминается как «Союз семи племен». В народе их называли не иначе как «башкиры семи племен». Впоследствии, это слово стало синонимом этнонима «башкорт».
Традиционным типом хозяйства башкир с древнейших времен было полукочевое скотоводство. Разводили в основном лошадей, меньше овец, коров, а в южных районах водились верблюды. Летом весь скот находился на пастбищах, осенью возвращались в аулы, но большая часть скота оставалась в тебеневке, копытами выбивая корм из под снега. Богатая флора и фауна края позволяли сочетать скотоводство с охотой и рыбной ловлей, бортничеством, сбором плодов и корней растений. После присоединения к России скотоводство постепенно утрачивало былое значение, зато стал быстро подниматься удельный вес земледелия, на базе бортничества развивается пасечное пчеловодство. Башкиры развивали различные ремесла: обработку животного сырья, ручное ткачество, обработку дерева, кузнечно – ювелирное ремесло и другие.
Своеобразными письменными памятниками о жизни башкир XVI-XIX, а иногда и более ранних веков являются документы – башкирские шежере, которые освещают многие важные моменты ранней и средневековой истории Башкирии.
Шежере - родословная, генеалогическая летопись - в переводе с арабского языка означает «дерево». Возникает вопрос «Почему именно дерево?» У древних башкир дерево символизирует единство земли, неба и подземелья. Видимо, мифологическое представление о «Древе жизни» было не чуждо и башкирам. Ведь не зря представители семи племен как символ дружбы и согласия ставили свои родовые тамги (знаки) на стволе одного дерева. Если бы они не верили в силу соединения трех начал, скорее всего, оставили бы знаки на камнях, которые в изобилии в наших краях. Но камень - сам по себе, а дерево живет в согласии с окружающей средой. Корни дерева - история, ствол- настоящее, а ветви - будущее. Чем крепче и мощнее корни и ствол дерева, тем сильнее будут ветви.
Наличие шежере в башкирском роде было так же обязательно, как и родовые атрибуты: тамга, птица, дерево. В связи с тем, что шежере записывалось в течение нескольких поколений, оно представляло собой большую ценность и свидетельствовало о старинности и значимости рода. За составление и хранение шежере отвечал самый уважаемый и ответственный человек – аксакал рода. Оно передавалось из поколения в поколение, потеря его считалось позором и истолковывалось как забвение принципов родовой солидарности, памяти отцов. По этой причине о местонахождении родового шежере знали далеко не все.
По преданию, башкиры должны знать свои 12 поколений. В мусульманском мире принято было жениться или выходить замуж, зная только своих предков до семи поколений. Это позволяло формировать здоровое, крепкое, сильное и трудолюбивое поколение. В шежере записывались имена только по мужской линии. Записывались не только имена, но и значительные события, которые произошли в этот период и оставили яркий след в истории племени и народа. Башкирские шежере представляют собой запись истории племен, родов, свидетельствую об этногенезе внутри этнических групп, одновременно выполняют роль летописи. Ценность шежере заключается и в том, что они содержат очень много фольклорного материала.
Самые первые шежере в письменном виде до нас не дошли, они остались в памяти народа как устное народное творчество и относятся к 12-13 векам. А первое письменное шежере было написано Татигач-бием, бием племени Юрматы, в 1564 году, как раз в тот период, когда башкиры принимали решение присоединиться Российскому государству. Получение жалованных грамот для башкир имело не только экономическое, но и политическое значение, так как, опираясь на них, они впоследствии боролись за неприкосновенность своих земель. Именно в шежере отразилось вотчинное право башкир на землю. Тот, кто имеет начальное представление об истории башкирского народа, процессе присоединения Башкортостана к России, не может не знать, что в Российском государстве вотчинное право на землю было только у башкир. Именно на условиях сохранения вотчинного права башкиры согласились войти в состав России, а жалованная грамота Ивана Грозного и шежере фактически были признаны юридическим документом. Представители племени Мин записали свое шежере в 1567 году. Так же известны шежере башкир племени Бурзян, Кыпсак, Усерген, Ай. Таким образом, башкирские шежере представляют собой ценный исторический документ.
А из представителей табынцев самым первым и известным шежере является шежере Мухаметсалима Уметбаева. Изучая его, мы можем узнать историю многих сел и деревень нашего района. В нем прослеживается много интересных фактов, родственных связей жителей района.
«Кто я, откуда мои корни?» - наверное, каждый из нас задумывался над этим вопросом. Найти ответы поможет шежере - генеалогическое дерево.

КАК ПРАВИЛЬНО ОФОРМИТЬ ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ДРЕВО?
Для составления генеалогического древа необходимо составить родословные таблицы, собрать генеалогическое досье и заполнить генеалогические карточки.
Генеалогическое досье – собрание различных документов или их копий: это могут быть выписки из достоверных источников (с точным указанием последних); фотографии, тексты, воспоминания старожилов и т.д. о каждом представителе рода. Сбор материалов в досье осуществляется по следующим позициям:- гражданское состояние (документы о рождении, смерти, усыновлении и другие); - семейное положение (брачные контракты и свидетельства, документы, регистрирующие гражданский или церковный брак, развод); - этнические корни, подданство; - внешние приметы и физическое состояние (телосложение, рост, внешность, медицинские документы). Помните, что управление здоровьем семьи, как доказывают ученые, во многом зависит от того, насколько хорошо изучена родословная в плане состояния здоровья предков; - образование (дипломы, аттестаты, свидетельства успеваемости при обучении, документы об ученых степенях, званиях, свидетельства современников о характере интеллекта персоны и другие);- вероисповедание (документы, подтверждающие принадлежность к той или иной конфессии, мысли самого лица о принадлежности к той или иной религии, о степени религиозности или атеистических взглядах, сведения и свидетельства современников о религиозности персоны и другие); - социальное положение (послужной список, приказы и документы о назначениях, повышениях, взысканиях, отставках и другие); - политические взгляды (документы, свидетельства современников, принадлежность к политическим партиям и движениям и другие); - материальное обеспечение (финансовое положение в разные периоды жизни).
Далее оформляется генеалогическая карточка представителя рода по следующим пунктам: -Год, число, месяц и место рождения; - Сведения об отце; - Сведения о матери; -Семейное положение: сведения о жене, о муже, в случае нескольких браков сведения по каждому из них ; -Этническое происхождение; -Физическое состояние; -Образование; -Вероисповедание; -Социальное и должностное положение в разные периоды жизни; -Политические убеждения; -Финансовое положение; -Год, число, месяц, причина смерти (обязательны ссылки на источники или генеалогическое досье).
Завершающим этапом работы после сбора материалов о представителях рода является составление родословных таблиц и генеалогического древа.

Родословные таблицы изготовляются по двум принципам:
Восходящее родословие: это результат поиска предков по восходящей линии: от сына к отцу, от отца к деду, от деда к прадеду и т.д. В такие таблицы включаются только ближайшие родственники.
Родословие нисходящее: здесь родословие разворачивается от общего предка к потомкам. В такие таблицы включаются не только прямые предки, в них раскрываются родственные связи, как в пределах исследуемого рода, так и за его пределами. Однако возможности таких записей существенно ограничены, ибо даже при девяти-десяти коленах родословие насчитывает более тысячи человек. Более удобным видом систематизации имеющихся сведений в этом случае является так называемая родословная (поколенная) роспись. Здесь все потомки нумеруются арабскими цифрами и распределяются по коленам рода, каждое колено обозначается римской цифрой.
Итогом всей проведенной работы является составление шежере, оформленного в виде дерева, где корень - общий предок, а крона охватывает многочисленных потомков.
Сегодня ясно, что первоначальный этап по проведению "Шежере байрамы" с указанием простых схематических данных пройден. Необходимо приступить к напол-нению содержания составленных шежере фактическими данными, составлению более глубоких шежере, с указанием значительных событий в жизни прошлых поколений и т.п.
Мы должны отойти от практики, когда при составлении Шежере в основном используются рассказы и воспоминания местных старожилов, они обязательно должны быть подтверждены документально. В связи с этим необходимо при составлении шежере привлекать архивные материалы и тексты опубликованных источников. Обязательными элементами правильно составленного шежере являются сведения об исторических событиях, важнейших фактах жизни племен и родов, информация о родоначальнике или откуда и когда переселились предки, информация, кем были предки, каков был их социальный статус и т.п. Родословные не должны ограничиваться простым описанием: кто чей сын или дочь.
К сожалению, зачастую, при составлении шежере не проводится серьезной исследовательской работы. Составленные родословные не содержат информационных данных (отсутствуют записи о дате рождения и смерти члена семьи, о сословной и родовой принадлежности, профессии и т.д.), обязательно должны быть указаны фамилии, инициалы членов семьи, многие шежере (родословные) не имеют подтвержденных архивными и другими документальными источниками научно-обоснованных данных, лишь составлены со слов старожилов деревни и членов семьи.
Также должен быть указан автор и составитель шежере.
Поэтому организаторам мероприятий и самим участникам – составителям шежере необходимо обратить особое внимание на составление правильного и грамотного шежере, подтверждать имеющиеся сведения историческими документами.

В помощь составляющим шежере рекомендуем использовать следующие методики:

- ОПРОС РОДСТВЕННИКОВ.
О чем спрашивать родственников? Опрос родственников можно вести с помощью родословного древа. Его можно разослать с предложением дополнить родственникам известными данными. Кроме того, сообщения родственников дают много ценных сведений, которых Вы не найдете в официальных документах. Это и привычки, и внешний вид, и манера поведения и речи, и отношение к жизни и работе. А при отсутствии в домашнем архиве документальных данных, старшие родичи могут подсказать место и время рождения, крещения, бракосочетания, смерти и погребения, которые затем можно проверить по документам государственных архивов. Сложность, которая подстерегает здесь начинающего родослова,- это терминология родства. Различаются три группы терминов: родства (отношения по крови), свойства (по бракам) и близких (духовных) неродственных связей.

- РАБОТА С АРХИВНЫМИ ДОКУМЕНТАМИ. КАК ПОЛУЧИТЬ ДОПУСК ДЛЯ РАБОТЫ С АРХИВНЫМИ ДОКУМЕНТАМИ?
Работа с документами государственных архивов разрешается по письму организации, заинтересованной в теме исследования.
В ряде архивов любителей родословных стали допускать к работе по личному заявлению и паспорту. Кстати, в 1991 году в России была создана Ассоциация генеалогов – любителей, одна из задач которой – выдача своим членам –родословам необходимых документов для работы в архивах, защита их любительских интересов и прав.

ГДЕ И В КАКИХ АРХИВАХ ИСКАТЬ НЕОБХОДИМЫЕ ДОКУМЕНТЫ?
Для изучения документов по составлению родословной необходимо обратиться в Центральный государственный исторический архив Республики Башкортостан, который находится по адресу: г. Уфа ул.К.Маркса, 4. (тел. 272-04-13, тел. 276-46-15).

КАК РАБОТАТЬ С АРХИВНЫМИ ДОКУМЕНТАМИ?
В архивах можно работать с подлинниками или же можно дать заявку и архивные работники подготовят необходимые данные.
Начиная с 20-х годов XVIII века велись метрические книги записей о родившихся, браком сочетавшихся и умерших. Разводы были редкостью и оформлялись лишь через духовную консисторию. Что можно найти в метрических книгах? -Сведения о времени и месте рождения, крещения и имени родившегося ребенка; именах, отчествах и фамилии родителей, их социальном положении и местожительстве, имена, отчества и фамилии восприемников; сведения о времени и месте бракосочетания, именах, отчествах, фамилиях, социальном положении и летах брачующихся; сведения о времени, месте, обстоятельствах (причинах) смерти погребения.

-РАБОТА С АРХИВОМ ОРГАНОВ ЗАГС.
Частично метрические книги за первые годы XX века хранятся в архивах органов ЗАГСа, где их и следует искать. В архивах ЗАГС граждане-исследователи к документам не допускаются, а их работники отвечают только на конкретные запросы. Запросы можно оформить через районный отдел ЗАГС.

- КАКИЕ ДОКУМЕНТЫ СОХРАНИЛИСЬ ПО ИСТОРИИ КРЕСТЬЯНСТВА? БЫЛИ ДО РЕВОЛЮЦИИ ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИИ?
Единственная Всеобщая перепись населения Российской империи состоялась в 1897 году, т.е. после отмены крепостного права. Перепись была всесословной и представляет интерес для исследования родов любого социального происхождения.
Сведения о крестьянских родословиях сохранились в ревизских сказках, составлявшихся с целью подушного налогового обложения крестьян. Что представляет собой ревизская сказка? Это сообщение о составе жителей того или иного двора, связанных родственными отношениями. Форма сказки неоднократно менялась, но состав сведений оставался достаточно стабильным: имя, отчество и фамилия владельца двора, его лета, также и по последней ревизии. Главный недостаток ревизских сказок – отсутствие имен женатых сыновей, отданных в рекруты.
Ревизская сказка – это единственный срез четырех-пяти поколений семьи, причем имена умерших родственников иногда восстанавливаются на основе отчеств. Если состояние документов, позволило вам восстановить родословную до 20-х годов ХVIII в., то следующим этапом будет поиск родителей современников начала XVIII столетия в писцовых и переписных книгах.

- ПОИСК СВЕДЕНИЙ ПО ПОХОЗЯЙСТВЕННЫМ КНИГАМ.
Для истории семей советского периода главнейшим источником являются похозяйственные книги, содержащие сведения об имени, отчестве, фамилии, возрасте, должности и профессии главы хозяйства, членах его семьи, их собственности, а также причинах выбытия из похозяйственной книги. Похозяйственные книги начиная с 1936г. по 2001г. хранятся в районном архивном отделе, а за последние годы – в администрациях сельских поселений.

- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАУЧНЫХ ИЗДАНИЙ И КНИГ, ПУБЛИКАЦИЙ В ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ.
В районной и сельской библиотеках имеются практически все книги, которые выпускались в разные годы, касающиеся темы башкирского шежере. Здесь же ведется подборка исторических материалов по родословным, оформляются книжные выставки, готовятся методические рекомендации по правильному составлению шежере (родословной). При изучении родословной помощь окажут следующие книги:
-«Башкирские шежере» (Составление, перевод текстов, введение и комментарии Р.Г. Кузеева, Уфа-1960); - «Наше шежере» -Уфа: Китап,1999.-272 с. (автор Х. Яппаров), -«Твое родословное древо» ( под. редакцией А.М. Анучина, Пермь, 1992 г.); научно – методическое пособие «Знаешь ли ты корни свои», Уфа- 2006, издательство «Белая река» и другие, а также публикации в журнале «Ватандаш», в газетах «Башќортостан», «Йљшлек» и т.д.

-КАК ХРАНИТЬ СОБРАННЫЕ МАТЕРИАЛЫ?
Составителю шежере собранные документы (копии, дубликаты, выписки), и документы домашнего архива рекомендуем хранить, придерживаясь следующих условий:
- хранить в развернутом виде (для предупреждения потертостей в местах сгиба); - многостраничные документы лучше подшить в папки по левому полю; - большеформатные и ценные документы, а также редкие фотографии разместить в конвертах, а письма сгруппировать при подшивке по темам, авторам, адресатам.

-ХРАНЕНИЕ В РАЙОННОМ АРХИВНОМ ОТДЕЛЕ
На хранение в архивный отдел организаторы мероприятия сдают все материалы по подготовке и проведению мероприятия, копии генеалогических схем, архивных документов, фотоматериалы, печатную продукцию участников народного праздника «Шежере байрамы», протоколы заседаний оргкомитета, выступления, сценарии праздников.

Уважаемые слушатели!
Мы живем в сложном, противоречивом и в то же время интересном времени, времени, когда нравственные устои требуют внимательного рассмотрения, когда заново возвращаемся к общечеловеческим ценностям. А главная ценность у каждого человека это его семья. Каждый человек, особенно молодежь, изучая историю своих предков, свои корни, должен стремиться получить только самое лучшее и необходимое для своего дальнейшего развития. Организуя и проводя Шежере- байрамы, мы собираем родственников, односельчан вместе и настраиваем их на решение местных проблем, оказание помощи друг другу, эти праздники имеют объединяющее начало для людей разных поколений и национальностей, никого не оставляют равнодушным, ибо эта наша общая судьба.
Уважаемые товарищи!
Составление шежере – целая жизнь. Это сопоставимо с посевом, открывая целину. Тот, кто сеет, надеется на благоприятные погодные условия. Шежере составляют те, кто не потерял надежду и веру в будущее. Сбор информации о родственниках, поиск исторических материалов требуют как времени, так и упорства, терпения, целеустремленности. Но это очень благое дело. Шежере - огромное богатство. Оно передается из поколения в поколение как самая ценная вещь. Ведь нет ничего ценнее и дороже чем родственные узы и единство нации. «Шежере байрамы» показывает значимость семейных уз, стремление сохранить нравственные качества и желание достойно прожить свою жизнь и оставить добрый след на своей земле.




Поиск по сайту

Авторизация


Регистрация

Кармаскалинский портал

Последние новости


Из каких источников вы узнаете о новостях села, района, республики, страны и мира:
-периодическая печать
-радио и телевидение
-Интернет
-др. источники



Аренда автокрана аренда крана.