«Слава Ризы Фахреддина не ограничивалась в пределах Уфы, Оренбурга, Казани, Санкт-Петербурга. Она широко распространилась в других государствах, особенно в историческом и исламском мире, - пишет известный ученый Рафаэль Хакимов. – Восточные языки он знал как свой родной, постоянно находился в творческой связи с профессором Петербургского университета Джамалетдин аль-Афгани, с российскими академиками А.Н. Самойловичем, В.В. Бертольдом, И.Ю. Крачковским. Он также имел переписку с учеными из США, Германии, Японии, Канады, Франции, Испании, Китая и Скандинавских стран».
Будучи ученым-энциклопедистом Риза Фахреддин кипел в центре многих авторитетных международных симпозиумов. Например, в 1925 году по приглашению президиума Академии наук СССР на 200-летнем юбилее Академии он участвовал в качестве ученого-востоковеда, занимая длительное время (1923-1936) должность председателя Духовного управления, 1926 году он принимает участие в работе Всемирного конгресса мусульман в Саудовской Аравии, где его избрали вице-президентом конгресса. Выдающийся ученый и религиозный деятель Ризаддин Фахреддин выступил с речью на арабском языке и с большой почестью был принят королем Саудовской Аравии.
Современники дали ему высокую оценку. Великий просветитель Мифтахетдин Акмулла назвал его «совершенным существом». Классик татарской литературы Габулла Тукай считал его «прекрасным писателем». Отличавшийся среди своих знаменитых современников острым языком поэт-сатирик Шаихзада Бабич воспевал похвалу такого содержания: «Риза хазрат, тебе говорю, ты нами очень уважаем, укусил бы твое одно место, боюсь, страна не поверит».
В его наследии множество статей по проблеме истории, археологии этнографии, нумизматики, философии, географии, юриспруденции, педагогике, языкознании, истории религии и др.
Обладая энциклопедическим умом, Риза Фахреддин написал сотни статей и произведений, посвященных подрастающему поколению. Нам, педагогам, родителям, особо близки такие его труды, как «Җəвамигуль кəлим - шəрхе» («Толковый словарь афоризмов пророка») и «Нəсыйхəт» («Наставление»). Первая из них состоит из 344 афоризмов философского содержания пророка Мухаммеда, а вторая - «Нəсыйхəт» («Наставление») из 33 разделов («Мать и отец», «Соседи», «Школа», «Дом», «Наставники и учителя», «Близкие родственники», «Нравы лица», «Нравы глаз», «Нравы зла» и др.)
Здесь следует особо отметить, что в трудах Ризы Фахреддина центральное место отводиться культу отца, на передний план всегда ставиться решение мужчины. Это связано со строгим, традиционным распределением обязанностей в семье: отец – кормилец, мать – воспитатель ребенка, хранительница очага.
Труд Р. Фахреддина под названием «Әдәбе тәгьлим» («Обучение нравам») был издан в 1909 году. Он начинается словами: «Детей своих воспитывайте подходящими к другой, новой эпохе, а не к той, в которой вы сами живете, ибо они рождены для жизни в другое время, чем вы сами».
Ознакомим читателей с некоторыми нравами, касающимися учителей, воспитателей:
«Если то, чему учит учитель, полезно будет в жизни, в его слова поверят не только учащиеся, но и птица в небесах. Если учитель на солнце протянет руку, то ученики становятся его тенью, и если учитель напишет книгу, то ученик будет страницей этой книги. По написанной книге можно определить уровень знаний и ума учителя. Точно также по ученику можно оценить способность учителя.
Учителя должны быть мягкосердечными и порядочными. Иначе им не справиться с этой ролью, от их работы толку для детей не будет... Учитель, обладающий тонкостями мастерства воспитателя, никогда не будет срывать свое зло на детях, возьмет себя в руки и сохранит свое достоинство. Умеющий себя вести и считающий себя зрелым человеком, учитель будет остерегаться всего, что ему покажется ниже его достоинства и привычек… Чтобы стать настоящим человеком, надо быть образованным и воспитанным, это нельзя отделять друг от друга, а воспитанность прививается с детства…
Воспитатель должен убеждать своих питомцев не только словами, но и своим личным примером. Он систематически должен работать над самовоспитанием, над усовершенствованием своих положительных привычек. Иначе его наставления будут неубедительными и безрезультатными. Во многих случаях воспитанники подражают своим учителям. Детей не следует наставлять: «Будьте такими!», «Поступайте так!». Нужно личным примером, благородными поступками показывать это… воспитатель еще должен быть справедливым, иначе он не завоюет уважение своих воспитанников».
Источник развития общества Ризаэддин Фахреддин видел в просвещении народа. В написанном по этому поводу книге под названием «Җəвамигуль кəлим - шəрхе» («Толковый словарь афоризмов пророка») он показывает пути воспитания личностей, способных бороться за интересы народа.
Считая воспитание детей основной обязанностью родителей, Р. Фахреддин многократно подчеркивает роль общественности. «Каковы пути воспитания благочестивых детей?» - спрашивает ученый и отвечает: «Святые дети не падают с неба, а созревают в семьях. Здесь путь один – дать с детства хорошее воспитание. Это – основная обязанность родителей. Разрешать детям с малых лет находиться в кругу беспутных, играть на улице с кем попало – дело не их пристойных. Дети похожи на чистый лист бумаги или зеркало, с которого можно увидеть любое изображение. Поэтому надо стремиться писать на этом листе хорошие слова и рисовать красивые рисунки. Надо сделать все возможное, чтобы они выросли воспитанными и становились порядочными людьми.
Приведенные в книге афоризмы актуальны и имеют неоценимое значение в нравственном воспитании современного юного поколения. Приведем некоторые из них.
«Очернять людей и наносить им обиду - удел безнравственных и невежественных людей. Не занимайся этим. Не трать впустую время, не теряй достоинства.
Жизнь человека на земле очень коротка. Никому не секрет, что у некоторых она проходит бессмысленно – во вражде, ссорах, зависти.
Умный человек из малых слов поймет многое.
Если человек, хочет узнать каков он на самом деле, пусть прислушивается к мнению соседей.
Известно, что глупость из сорта болезней, к которым нельзя найти лекарство.
Богатство уже имеет цену, а на человеческий поступок в будущем спрос.
Всему есть лечение, кроме старости.
Прежде чем обсуждать недостатки других, в первую очередь постарайся исправлять свои ошибки и воспитать себя хорошим человеком. Авторитет родителей могуч в правильном воспитании своих детей. Только личным примером родители могут завоевать любовь своих детей. Если вы посеете семена знания и воспитания искренне и любя, в будущем пожнете полезные плоды их.
Безделье порождает цель, а лень – скуку. Его лекарство – умственный и физический труд».
Поговорка «Лень очернит душу» - это золотое и мудрое слово, считал Р. Фахреддин и оставил нам богатый запас наставлений по трудовому воспитанию.
«Для того чтобы избавиться от земного вреда, надо иметь светлое образование и совершать благородные поступки.
Каждый человек должен иметь профессию, а трудиться до тех пор, пока сможет и должен помочь своей нации стать богатой.
Истинное счастье – в сочетании умственного и физического труда.
Люди должны заниматься трудом и свое дело выполнять сами.
Ребенок должен выполнять свое дело самостоятельно.
Труд хлеборобов украшает весь земной шар».
В книге «Тәрбияле бала» («Воспитанный ребенок») Р. Фахреддин считает важнейшими качествами воспитанного ребенка: соблюдение режима, аккуратность, приличное поведение в школе и на улице, подчинение воле родителей, соблюдение правил личной гигиены и т.д. В книге описаны также правила поведения во время игр, за столом, наставления по культуре речи. Автор защищает разделение мальчиков и девочек в играх с раннего детства: «Большим неприличием для девочек является игра с мальчишками, споры с ними, беготня с мальчишками; воспитанные девочки должны остерегаться всего этого».
Риза Фахреддин интересовался и проблемами истории. Его книжки «Асар» («Произведение»), вышедшее в 15-ти выпусках, освещают биографию ученых и знаменитых людей мусульманских народов и охватывают преимущественно материал о деятельности духовных лиц. Имеются и сведения о видных деятелях татарской культуры (о Курсави, Х. Фаезханове и др.). Автор в них проводит идею о том, что мусульмане совершенно напрасно игнорируют западные издания. При характеристике знаменитых людей Востока, автор приводит список сочинений каждого из них, указывает годы смерти авторов и выхода в свет того или другого произведения на восточных и западных языках. Работа имеет неоценимый библиографический интерес и теперь.
Такой же характер носит его работа «Мәшһүр хатыннар» («Знаменитые женщины») о выдающихся женщинах в различных областях жизни.
Р. Фахреддин большое внимание уделял семейному воспитанию. Его прекрасные труды «Тәрбияле ана» («Воспитанная мать», Казань-Оренбург, 1898-1909), «Тәрбияле хатын» («Воспитанная женщина», Казань-Оренбург, 1899-1910), «Тәрбияле ата» («Воспитанный отец», Казань, 1898) являются путеводителями в учебно-воспитательном процессе.
Ученый хорошо понимал, что обучение женщин, предоставление им широких возможностей для повышения образованности и культуры являются необходимыми условиями обеспечения прогресса. «Первым воспитанием детей выступает женщина – мать», - пишет Р. Фахреддин. Он считает, чтобы успешно выполнять эту задачу и воспитать достойных граждан, женщина-мать должна быть образованной. А образованные родители особое внимание должны уделять обучению детей чтению и письму, воспитанию добропорядочности и высоконравственности. Автор делает вывод: «Если мать образованная, интеллигентная, духовно развитая, то ее ребенок будет счастливым, а если воспитанная мать, то ребенок будет несчастливым». Читатель замечает, что женщина – главная фигура в обществе и нации.
Книги и труды ученого посвященные педагогике, имели огромное значение в жизни и пользовались популярностью среди читателей. Педагогические произведения Р. Фахреддина были изданы по 10-12 раз в Казани, Оренбурге и в Уфе.
Мы вступаем сегодня в такой период развития общества, когда общая педагогическая культура всего населения, особенно родителей, является одной из предпосылок выполнения каждым гражданином своего долга перед обществом. Этот долг заключается, прежде всего, в воспитании будущего поколения. Чтобы воспитать нравственную личность, необходимо заботиться о повышении педагогической культуры родителей. В этом помогут нам педагогические труды великого ученого-просветителя Р. Фахреддина.
Кем бы и где только не работал, он всегда был верен своим педагогическим взглядам. Работая редактором в журнале «Шура» («Совет», 1908-1918) 10 лет в рубрике «Тәрбия вә тәгълим» («Воспитание и нравы»), он опубликовал более 500 статей по педагогике. В статьях были подняты проблемы национального воспитания, о педагогических методах, об индивидуальном и дифференцированном подходе в образовании.
Материалы и статьи по педагогике были собраны в разделе «Мәктәп мәгърифәт» («Школа и просвещение»).
Р. Фахреддин любил свой народ, гордился им, в то же время с уважением относился и к другим народам.
Виль Казыханов